Аттестация персонала

Каждому руководителю хочется знать, насколько эффективно работают его сотрудники. Для того чтобы объективно оценить уровень профессиональных компетенций сотрудников проводят аттестацию персонала. Она является базовой процедурой, необходимой для эффективного управления компанией. Общими словами можно сказать, что аттестация персонала является мероприятием, целью которого является определить, в какой степени сотрудники соответствуют занимаемым должностям.

1В ходе проведения такой оценки профессиональных компетенцией руководитель компании может выяснить, есть ли у работника необходимые навыки для выполнения всех его обязанностей, соответствует ли он тому окладу, который получает. Иногда аттестация может приводить к сокращению какой-то должности, так как специалист, занимающий ее, дублирует по своим рабочим функциям других сотрудников. Соответственно, это приводит к неоправданному увеличению общего фонда заработной платы. Возможен вариант, когда происходит не сокращение, а перераспределение обязанностей и соответствующий перерасчет окладов сотрудников. Если сотрудники заметно выросли в своих профессиональных компетенциях, их зарплата по итогам аттестации также может увеличиться. То есть эта проверка не призвана увольнять кого-то, она нужна для более объективного взгляда на возможности персонала в целом и каждого из сотрудников в отдельности.

Грамотно поставленная на предприятии система аттестации персонала позволяет решить сразу две сложнейших и важных задачи: оптимизировать расходы на заработную плату и значительно повысить мотивацию персонала.

Аттестацию не следует рассматривать исключительно, как способ избавиться от нерадивых работников, хотя она очень действенна в этом направлении. Помимо выявления откровенного «офисного планктона» в рядах сотрудников, аттестация позволяет определить и тех работников, которые хотят развиваться и стремятся постоянно обучаться новым навыкам. Для того, чтобы такое рвение к освоению новых вершин в профессиональном направление было направлено в правильное русло, составляется программа обучения и развития персонала. Конечно, в идеале, хочется, чтобы каждый работник был направлен на всестороннее освоение своей профессии, но только благодаря проверке вы сможете понять, кто действительно этого хочет, а кто только создает видимость.

Приведем несколько основных фактов, говорящих о пользе проведения аттестации персонала для руководителя:

  • появляется возможность обоснованно и объективно выполнять кадровые перестановки;
  • формируются четкие требования к персоналу, то есть становится более понятно, кто и за что отвечает, какие компетенции есть у каждого из сотрудников;
  • руководитель может оценить эффективность своей работы с подчиненными, что важно для будущего взаимодействия внутри компании;
  • аттестация позволяет выявить какие-то конфликты внутри коллектива, которые в ходе обычной «рабочей текучки» ускользали из поля зрения руководителя, соответственно, появляется возможность устранить эти конфликты;
  • периодическая оценка труда работников подразумевает их более активные действия и стремление к обучению, ведь есть шанс улучшить свои финансовые условия, успешно пройдя аттестацию;
  • такая проверка также позволяет определить тех сотрудников, которые действуют по принципу наименьшего действия.

К сожалению, взгляды некоторых работников не придутся по душе работодателю и аттестация позволит руководителю обоснованно уволить их.

Однако аттестацию нельзя рассматривать, только в качестве инструмента оценки персонала руководителем, для самих работников она также приносит много пользы.

  • благодаря регулярным проверкам уровня компетенций, сотрудник находится в постоянном рабочем тонусе, соответственно он хорошо делает свою работу;
  • в ходе аттестации работник понимает, что ему необходимо делать в будущем, чтобы полностью соответствовать профессиональным ожиданиям руководителя;
  • такая проверка навыков и умений сотрудников помогает наладить более эффективное взаимодействие между подчиненным и его начальником, что также положительным образом сказывается на дальнейшей работе сотрудника в компании;
  • у работника появляется возможность высказать все свои соображения по поводу работы, возможно, рассказать о каких-то своих потребностях, которые ранее не были учтены, поделиться планами на будущее и т.д.

Таким образом, аттестацию персонала можно назвать способом мотивирования сотрудников к постоянному совершенствованию своих профессиональных навыков, учиться чему-то новому, а значит, более полно раскрыть свой потенциал. В то же время, она помогает определить, в каких моментах работник действует хорошо, а в каких не очень. В любом случае, периодические проверки профессиональных компетенций сотрудников простимулируют их к обучению и к более основательному выполнению своих рабочих обязанностей.