Как оценить тренера?

Тренинг - это интенсивный курс обучения, который позволяет в сжатые сроки привить участникам навыки и знания, которые необходимы для эффективной профессиональной деятельности сотрудников организации. К такой форме обучения как тренинг обращаются компании, в случае если нужно обучить некоторых или всех сотрудников. Также руководство организовывает тренинги, если у компании отсутствует возможность выпускать своих работников на учебу или их интересует ограниченная тематика, например, какой-либо конкретный вопрос из целого курса. Например, с помощью тренингов можно увеличить объемы продаж, получить навыки и умения, освоить правильные способы общения со «сложными» клиентами, использовать разные тактики при ведении деловых переговоров, добиться четкой командной работы и так далее. Чтобы достигнуть хороших результатов от проведенного тренинга, стоит учитывать ряд факторов при выборе курса обучения, но, в первую очередь, необходимо, выбрать хорошего тренера.

На данный момент на рынке большое количество предложений различных тренингов, за которыми стоят абсолютно разные тренеры. Кто они такие, как работают, что именно они делают, чтобы участники достигали своих целей и хороших результатов в рабочей деятельности, крайне сложно понять по личному знакомству и даже по личной презентации. Необходимо изучить биографию тренера как можно лучше, ведь от этого будет зависеть качество обучения персонала.

Тренер должен обладать высоким уровнем образования. Стоит посмотреть, в каком высшем учебном заведении он учился, и желательно, чтобы у него было не только базовое образование, но еще и дополнительное, например, психологическое. Однако наличие высшего образование не является гарантией высококвалифицированного специалиста. Лучше узнать, где он проходил обучение помимо ВУЗа, есть ли у него соответствующие сертификаты.

Тренер должен иметь немалый трудовой опыт. Это очень важно, если вы хотите добиться эффективного тренинга. Если есть возможность, то лучше прочитать отзывы от участников его предыдущих тренингов.

Тренер должен знать различные тренинговые методики, способы проведения групповой работы, обладать быстротой реакции, гибкостью мышления и поведения, обладать прекрасной психической и физиологической саморегуляцией. Что касается личностных качеств, то можно добавить, что тренер должен уметь проводить предварительную проработку с участниками тренинга, узнать о целях, с которыми они пришли на этот тренинг, и в соответствии с этим подкорректировать программу тренинга, обладать готовностью настраиваться на аудиторию, уметь использовать разные стили общения.

Кроме того, он должен иметь сложившуюся систему ценностей и быть личностью, которая внушает уважение участникам тренинга. Без этого участники просто не будут относиться серьезно к заданиям, которые тренер предлагает выполнить.

Тренер должен быть прекрасным специалистом в той области, в которой ведет тренинги. Например, бизнес-тренер по продажам, в первую очередь, должен уметь сформировать нужные навыки у участников. Представьте такую ситуацию. Вы пришли к доктору за консультацией по поводу здоровья. Через некоторое время выясняется, что он, конечно же, доктор, но только ветеринар. Вам по-прежнему будет интересна его консультация? Или был такой случай, когда на собеседование по вакансии в команду бизнес-тренеров пришла амбициозная девушка. В её резюме было указано о наличии высшего психологического образования, прохождения специальных курсов для бизнес-тренеров и определенный опыт работы в качестве тренера. Однако в процессе общения выяснилось, что ей нравится проводить разнообразные тренинги, в том числе тренинг продаж. Однако когда менеджер по персоналу спросил у нее, продавала ли она когда-нибудь сама, она ответила, что не любит продавать, это ей совсем не нравится, и на её милом лице сразу появилась гримаса отвращения. Захотелось бы вам учиться у такого тренера? Думаю, что ответ будет такой же, как в случае с доктором ветеринаром.

Таким образом, тренер по продажам должен не только уметь хорошо вести тренинги, но и уметь успешно продавать и искреннее любить это делать, что должно быть подтверждено соответствующим профессиональным опытом. Выбирая тренера, самым идеальным вариантом было бы посмотреть на его работу, заглянув на его занятия хотя бы на час.

В ходе тренинга участники могут задавать любые вопросы тренеру, и тренер должен уметь грамотно отвечать на них. Что касается критериев эффективности тренинга, то есть только один главный критерий – добавили ли участники тренинга что-либо к своему первоначальному опыту. Это может быть и интеллектуальный капитал, которым человек будет постоянно использовать в профессиональной деятельности. Этот навык со временем должен перерасти в хорошую добрую привычку. А если этого навыка в ходе тренинга не получили, то тренинг прошел вхолостую, как бы интересно, весело и увлекательно вам на нем не было. С точки зрения бизнеса – он имеет самую низкую ценность. Деньги выброшены на ветер. Больше пользы будет от чтения профессиональной книги.

Например, если в тренинге по продажам, продавцов салонов обучали «подходить к клиентам» и после тренинга на рабочем месте в реальной обстановке они этого не делают, значит они ничему не научились. И уже нет разницы, что говорил и показывал тренер, где он учился, и какие знания у него есть.