Как провести эффективный треннинг?

Бизнес-тренинги в России стали проводить относительно недавно - с 2000 года. Многие компании только недавно начали использовать тренинги как метод обучения персонала. Отношение к тренингам неоднозначное. Есть люди, которые в восторге от данного метода обучения, и постоянно посещают такие мероприятия. Они считают тренинги развитием личности, самосовершенствованием и прекрасным способом получить или отработать необходимые для работы навыки. Другие считают, что никакой пользы от таких занятий нет, так как они строятся на психологической уловке.

Ведущий-тренер вводит участников тренинга в определенное состояние психики и в момент занятий у участников получаются такие вещи, на которые они были не способны за его пределами. Например, застенчивый человек с удивлением обнаруживает, что он может прекрасно выступать на публике и так далее. Однако спустя некоторое время выясняется, что без пристального взгляда тренера, без приятной обстановки тренинговой аудитории и без определенного психологического состояния, многое получается хуже, чем это было во время тренинга. А спустя еще некоторое время, человек просто спускается к тому, что ему более привычно, и даже не пробует снова повторять те чудеса, которые так хорошо получались на тренинге. Поэтому, по мнению многих, даже нет смысла тратить время на посещение такого рода мероприятий. Отчасти правы и те, и другие: тренинги бывают разные, и полезные, и не очень. На самом деле, эффективность тренинга зависит от многих факторов. И организаторам занятий, для достижения максимального эффекта, нужно соблюдать определенную технологию.

Эффективный тренинг начинается с идеи обучения. Руководители обращаются к идеи тренинга по разным причинам, начиная с повышения уровня клиентского сервиса до тренинга по стратегическому управлению. То есть в задачи может входить развитие компетенции работников или достижение стратегических целей организации. Перед началом обучения должна быть разработана некая концепция, в которой прописываются цели и задачи будущего курса. Определитесь, чего вы хотите получить от тренингов. Подумайте, каким образом вы сможете применить на практике те знания и навыки, полученные на занятиях. В случае если вы руководитель, стоит задуматься на тему, кого из подчиненных требуется в первую очередь отправить на обучение и как это отразится на их работе и карьере, а также на тему как укладывается возможный тренинг в систему работы с персоналом и обучения в вашей организации. Несбыточные ожидания обычно негативно сказываются на результатах обучения. Например, был проведен тренинг продаж, который должен способствовать развитию у продавцов навыков работы с клиентами, но если они не заинтересованы в росте количества продаж, то, вряд ли мы увидим серьезные изменения в их деятельности.

После определения целей и задач, стоит определиться с темой тренинга и его программой. При этом на успешность тренинга влияют также ожидания будущих участников курса. Поэтому большинство тренинговых компаний начинают работу, за некоторое время до начала самого тренинга. Они проводят анкетирование и интервьюирование, как руководителей организаций, так и будущих участников. Диагностика перед составлением программы позволяет уточнить темы занятий, а также встроить новую информацию, которой тренер-ведущий тренинга дополнит уже имеющуюся у будущих участников.

На этом же этапе, обычно должны решиться такие вопросы, как формирование определенного настроя на тренинг, снятие возможных опасений и сомнений. Очень часто участников волнует такой вопрос: не последуют ли после проведения занятий оргвыводы? Чтобы участники как можно быстрее включились в работу, необходимо проинформировать их о том, что цели тренинга – учебные, а не аттестационные. Также стоит рассказать им об условиях, которые будут созданы во время обучения.

Многое зависит также от профессионализма тренера. Воспримут ли участники тренинга новую информацию или нет. Руководитель компании при выборе специалиста должен обратить внимание не только на его опыт работы и профессионализм, но и на личностные качества, такие как харизма и умение «зажигать», заинтересовать аудиторию, на умение перестраивать программу в ходе проведения мероприятия, адаптировать ее к потребностям группы.

Не стоит забывать о том, как важна организация тренинга. Казалось бы, что может помешать если и тренер квалифицированный, и участники мотивированы, и программа составлена, и цели поставлены. Все эти достоинства могут разрушиться из-за плохой организации. Например, большое количество человек (20-30) не позволит тренеру уделять каждому участнику должного внимания, и превращает все мероприятие в семинар. Кроме того, все участники тренинга должны обладать примерно одинаковым уровнем компетентности. Иначе некоторым может быть просто не интересно. Не стоит забывать про оптимальные условия в аудитории. Она должна быть уютной и проветриваемой. Плюс ко всему даже все вышеперечисленное не может быть стопроцентной гарантией продуктивности обучения. Эффективность инвестиций в обучение персонала может быть получена при тщательной подготовке к тренингу и учете многих факторов, начиная от предварительной работы с будущими участниками, заканчивая скрупулезном отборе тренера.