Корпоративное обучение: с чего начать?

Любая компания по мере своего развития и продвижения на рынке сталкивается с тем, что для ещё большего и лучшего роста, необходимо развивать её основной ресурс – персонал. Поэтому сейчас очень распространено корпоративное обучение внутри компании, имеющее совершенно разные цели, например, такие как, создание кадрового резерва или подготовка руководителей. Для того чтобы система корпоративного обучения была успешной, необходимо определиться с тем кого, как и чему учить и каким образом будут оцениваться результаты обучения.

Кого учить? Определяя круг лиц, которых необходимо обучить, важно понимать способности каждого сотрудника к обучению и его желание этим заниматься. Не стоит обучать тех, кто не может и не хочет учиться, так как средства и время, затраченные на их обучение, будут «выброшены на ветер». Также нет большого смысла учить тех, кто учиться может, но не хочет в силу своих каких-то личных причин. Разумнее всего вкладывать средства в тех, кто хочет и может учиться и кто в последующем принесёт ещё большую пользу на благо компании.

При формировании групп для процесса обучения, очень важно учитывать их однородность, новичков в одну группу, более опытных в другую, чтобы всем было интересно, все были вовлечены в процесс, понимали всё происходящее и могли успешно обучаться. Важно помнить, что корпоративное обучение может быть, как и на перспективу, рассчитанное на профессиональный рост и развитие сотрудников, так и быть компенсирующим, рассчитанным на обучение сотрудников, которым не хватает достаточных умений и знаний, чтобы достойно справляться со своими должностными обязанностями в настоящее время. Планируя программу корпоративного обучения, необходимо думать, прежде всего, о развитии компании в целом, чему надо научить персонал, чтобы новые знания и умения становились достоянием компании, а не отдельных людей, которые могут эту компанию после обучения покинуть.

Одной из главных целей корпоративного обучения является преодоление замкнутости в общении. Во многих компаниях, особенно крупных, люди зациклены на своей работе, и не слышат и не видят, что происходят рядом с ними, не общаются с другими сотрудниками. Благодаря корпоративному обучению сотрудники начинают эффективно общаться друг с другом и в процессе коммуникации рабочие задачи решаются быстрее, чем было до момента обучения.

Важно вовлечь сотрудников в процесс изменений себя, своей работы и компании в целом, чтобы они из пассивных слушателей, впитывающих новую информацию, идеи, навыки, могли стать полноправными создателями новых технологий, методов работы и других вещей, повышающих производительность труда. Нужно правильно организовать процесс, чтобы происходило взаимное обучение сотрудников и чтобы сотрудники стремились к саморазвитию и самообучались.

Основные методы корпоративного обучения:

  • лекции, семинары, конференции;
  • деловые и ролевые игры, разбор практических ситуаций разбор деловых бумаг, групповые обсуждения;
  • самообразование (по книгам) и саморазвитие;
  • дистанционное обучение (видео, Интернет, посредством электронных писем, скайпа, вебинаров);
  • метод «поучительных историй»;
  • инструктаж, наставничество, стажировка, коучинг;
  • работа в инновационных группах, в развивающих проектах;
  • участие в процессах стратегического планирования и управления;
  • взаимное обучение между сотрудниками;
  • подготовка к выступлению с докладами и написание статей и книг.

Выбирая методы обучения нужно помнить, что они должны быть:

  • эффективными;
  • своевременными;
  • финансово оправданными;
  • продуктивными и экономичными по затратам времени;
  • соответствующими производственным заданиям, особенностям и уровню развития;
  • удобными для обучения и выполнения поставленных задач;
  • стимулирующими к развитию и саморазвитию;
  • сочетаемыми с другими методами обучения и развития.

Планируя процесс корпоративного обучения важно помнить, что это обучение взрослых сотрудников, и оно должно быть:

  1. Актуальное. Иметь отношение к профессиональной или личной жизни.
  2. Вовлекающее. Обучающиеся должны быть активно вовлечены в процесс, и уже в ходе обучения использовать новые навыки.
  3. Повторяющееся. Для успешного закрепления полученных новых знаний.
  4. С обратной связью. Предоставляющее информацию о том, насколько они продвинулись вперёд и в правильном ли направлении они работают, и какие ошибки им необходимо исправить.

Корпоративное обучение будет эффективным, если:

  1. До момента обучения была чётко продуманна программа обучения и у участников процесса обучения была сформирована высокая мотивация на обучение;
  2. Во время обучения слушатели постоянно отрабатывали на практике получаемые знания и навыки и обеспечивались полной и своевременной обратной связью об эффективности их обучения;
  3. После завершения обучения его результаты были востребованы и отучившиеся сотрудники смогли перенести приобретённые знания и навыки в рабочие условия.

Корпоративное обучение может проводиться как силами специалистов в самой компании, например менеджером по персоналу, так и в других заведениях, например, на компьютерных курсах, или с привлечением специалистов со стороны. Если Вашей компании, необходима помощь специалистов, которые грамотно и эффективно проведут обучение сотрудников в Вашей компании – обратитесь к Нам и результаты обучения не заставят себя ждать.