Корпоративное обучение: с чего начать?

Кого учить? Определяя круг лиц, которых необходимо обучить, важно понимать способности каждого сотрудника к обучению и его желание этим заниматься. Не стоит обучать тех, кто не может и не хочет учиться, так как средства и время, затраченные на их обучение, будут «выброшены на ветер». Также нет большого смысла учить тех, кто учиться может, но не хочет в силу своих каких-то личных причин. Разумнее всего вкладывать средства в тех, кто хочет и может учиться и кто в последующем принесёт ещё большую пользу на благо компании.
При формировании групп для процесса обучения, очень важно учитывать их однородность, новичков в одну группу, более опытных в другую, чтобы всем было интересно, все были вовлечены в процесс, понимали всё происходящее и могли успешно обучаться. Важно помнить, что корпоративное обучение может быть, как и на перспективу, рассчитанное на профессиональный рост и развитие сотрудников, так и быть компенсирующим, рассчитанным на обучение сотрудников, которым не хватает достаточных умений и знаний, чтобы достойно справляться со своими должностными обязанностями в настоящее время. Планируя программу корпоративного обучения, необходимо думать, прежде всего, о развитии компании в целом, чему надо научить персонал, чтобы новые знания и умения становились достоянием компании, а не отдельных людей, которые могут эту компанию после обучения покинуть.
Одной из главных целей корпоративного обучения является преодоление замкнутости в общении. Во многих компаниях, особенно крупных, люди зациклены на своей работе, и не слышат и не видят, что происходят рядом с ними, не общаются с другими сотрудниками. Благодаря корпоративному обучению сотрудники начинают эффективно общаться друг с другом и в процессе коммуникации рабочие задачи решаются быстрее, чем было до момента обучения.
Важно вовлечь сотрудников в процесс изменений себя, своей работы и компании в целом, чтобы они из пассивных слушателей, впитывающих новую информацию, идеи, навыки, могли стать полноправными создателями новых технологий, методов работы и других вещей, повышающих производительность труда. Нужно правильно организовать процесс, чтобы происходило взаимное обучение сотрудников и чтобы сотрудники стремились к саморазвитию и самообучались.
Основные методы корпоративного обучения:
- лекции, семинары, конференции;
- деловые и ролевые игры, разбор практических ситуаций разбор деловых бумаг, групповые обсуждения;
- самообразование (по книгам) и саморазвитие;
- дистанционное обучение (видео, Интернет, посредством электронных писем, скайпа, вебинаров);
- метод «поучительных историй»;
- инструктаж, наставничество, стажировка, коучинг;
- работа в инновационных группах, в развивающих проектах;
- участие в процессах стратегического планирования и управления;
- взаимное обучение между сотрудниками;
- подготовка к выступлению с докладами и написание статей и книг.
Выбирая методы обучения нужно помнить, что они должны быть:
- эффективными;
- своевременными;
- финансово оправданными;
- продуктивными и экономичными по затратам времени;
- соответствующими производственным заданиям, особенностям и уровню развития;
- удобными для обучения и выполнения поставленных задач;
- стимулирующими к развитию и саморазвитию;
- сочетаемыми с другими методами обучения и развития.
Планируя процесс корпоративного обучения важно помнить, что это обучение взрослых сотрудников, и оно должно быть:
- Актуальное. Иметь отношение к профессиональной или личной жизни.
- Вовлекающее. Обучающиеся должны быть активно вовлечены в процесс, и уже в ходе обучения использовать новые навыки.
- Повторяющееся. Для успешного закрепления полученных новых знаний.
- С обратной связью. Предоставляющее информацию о том, насколько они продвинулись вперёд и в правильном ли направлении они работают, и какие ошибки им необходимо исправить.
Корпоративное обучение будет эффективным, если:
- До момента обучения была чётко продуманна программа обучения и у участников процесса обучения была сформирована высокая мотивация на обучение;
- Во время обучения слушатели постоянно отрабатывали на практике получаемые знания и навыки и обеспечивались полной и своевременной обратной связью об эффективности их обучения;
- После завершения обучения его результаты были востребованы и отучившиеся сотрудники смогли перенести приобретённые знания и навыки в рабочие условия.
Корпоративное обучение может проводиться как силами специалистов в самой компании, например менеджером по персоналу, так и в других заведениях, например, на компьютерных курсах, или с привлечением специалистов со стороны. Если Вашей компании, необходима помощь специалистов, которые грамотно и эффективно проведут обучение сотрудников в Вашей компании – обратитесь к Нам и результаты обучения не заставят себя ждать.